Специфика работы отдела опеки и попечительства управления образования города Владимира.

В.В. ПУТИН:  «Воспитание, защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, – серьезная и в высшей степени ответственная задача. Мы должны создавать все условия, чтобы дальше ребенок был окружен вниманием, смог обрести близких и родных людей, тепло и уют домашнего очага. И от того, как будут решены эти проблемы, зависят судьбы детей и духовно-нравственное благополучие всего общества».

С чего начинается Родина? Безусловно, каждый из нас знает ответ на это вопрос. С родного города, с улицы, до боли знакомой с детства, ну и, конечно же, родительского дома, семьи. С теплых и заботливых маминых рук, с сильного отцовского плеча и радостных, любящих взглядов братьев и сестер. А если все это отнять у ребенка в детстве – сможет ли он вырасти человеком, любящим своих близких, в конце концов – свою Родину?

Возможно ли нашему государству охватить всех обездоленных детей заботой, которая будет сравнима с материнской? Пожалуй, это нереально. Реально другое: почти каждый из этих детей мог бы обрести семью, пусть не родную – приемную – но все-таки семью.

Воспитание приемных детей – это ежедневный колоссальный труд родителей. Каждый день, прожитый ребенком в семье – огромное благо для него. Ведь только в семье ребенок учится азбуке жизни, законам семьи как оптимального и естественного способа человеческого жития. Профессия приемной мамы, приемного родителя настолько же почетна, как профессия учителя в школе, воспитателя в детском саду и работника детского дома, интерната… Замечательно, что уже нашлись и находятся люди, желающие помочь сиротам, принимая их на воспитание в свой дом. Из года в год растет число приемных семей. И это значит, что все больше обездоленных детей обретают самое главное в жизни – родную семью, маму и папу. И это значит, что наступит то время, когда мы с гордостью скажем: « В нашей стране нет ничейных детей»…

Всего  во Владимирской области проживают 240 591 детей, из них в г. Владимире численность детского населения составляет 59 732 несовершеннолетних, из них 640 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 01.01.2016 на учете в отделе опеки и попечительства  г. Владимира состоит 192 приемные семьи, в которых воспитывается 239 детей. Кроме того, на учете состоит 31 кандидат в приемные родители. За 2015 год в семьи города приняты 146 детей. За это время было создано 64 приемные семьи.

За 2015 год в семьи граждан преданны 32 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение), из них 6 детей в семьи иностранных граждан. На учете в отделе состоит 91 кандидат в усыновители. В г. Владимире создана система работы по подбору, подготовке граждан, изъявивших желание стать замещающим родителей, и сопровождению замещающих семей.

Для того, чтобы каждый владимирский ребенок мог воспитываться в семье, чтобы оставалось как можно меньше детских проблем, работает наш отдел опеки и попечительства.

Правовая основа деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Управление образования как орган опеки и попечительства осуществляет свою деятельность на основании Гражданского, Семейного кодексов, Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ОЗ «Об опеке и попечительстве», Законов Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 05.08.2009 № 77-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан во Владимирской области», постановлений главы города Владимира от 19.08.20014 № 3070 «О наделении отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов» и от 31.08.2009 № 2606 «О наделении государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству».

Структура органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации

Моделью закона предусматривается наделение полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации), определяемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Для осуществления эффективной работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривается создание государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации своих территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований (далее — территориальные органы опеки и попечительства).

В соответствии с моделью закона на государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагаются общие полномочия по организации и методическому сопровождению работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществлению координации и контроля за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства.

Предлагаемая схема организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, при которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации в полном объеме сохраняют полномочия по организации и осуществлению указанной деятельности, представляется наиболее оптимальной, поскольку позволяет организовать системную работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних на всех уровнях (региональном, муниципальном) и осуществлять централизованное руководство и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на уровне субъекта Российской Федерации.

Так, Управление образования администрации  г.Владимира  является территориальным органом опеки и попечительства и имеет следующую структуру:

структура

Основные задачи территориального органа опеки и попечительства

Основными задачами территориального органа опеки и попечительства являются:

  1. Реализация единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования.

  2. Защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства.

  3. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства.

  4. Создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полномочия территориального органа опеки и попечительства

Территориальный орган опеки и попечительства:

  1. Осуществляет выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Осуществляет выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства.

  3. Проводит обследование и готовит заключение об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей или нуждающегося в помощи государства.

  4. Обеспечивает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью**, а при отсутствии такой возможности — на полное государственное обеспечение в образовательное учреждение, учреждение социальной защиты населения, учреждение здравоохранения или другое аналогичное учреждение, обеспечивает последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования независимо от формы устройства детей.

  5. Обеспечивает временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранность их имущества.

  6. Предоставляет сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в сроки, установленные законодательством.

  7. Ведет учет граждан Российской Федерации, желающих усыновить ребенка (детей).

  8. В установленном порядке готовит материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории муниципального образования.

  9. Представляет заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвует в судебных заседаниях по вопросам установления и отмены усыновления (удочерения).

  10. Осуществляет подбор лиц, желающих принять ребенка (детей) под опеку (попечительство) и способных к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, принимает решение о назначении опекуна, попечителя, освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством.

  11. Осуществляет функции опекуна, попечителя несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством.

  12. Осуществляет подбор лиц, желающих взять ребенка (детей) в приемную семью и способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дает заключение о возможности быть приемными родителями, заключает договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью, принимает решение о досрочном расторжении указанного договора в случаях, предусмотренных законодательством.

  13. Ведет учет усыновленных (удочеренных) детей, детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на воспитание в приемную семью.

  14. Осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, приемных родителей, оказывает им необходимую помощь в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей.

  15. Осуществляет немедленное отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка.

  16. Проводит работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми.

  17. Организует разработку и реализацию программы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.

  18. Осуществляет защиту прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, оказывает содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  19. Обеспечивает разработку и реализацию плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей или нуждающегося в помощи государства.

  20. Дает предварительное разрешение родителям (иным законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно.

  21. Осуществляет контроль за действиями опекунов и попечителей, управляющих имуществом подопечных; дает разрешение опекунам совершать, а попечителям давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества.

  22. Принимает меры по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

  23. Назначает денежные средства на содержание подопечных в порядке и размере, установленными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

  24. Принимает решение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным, принимает решение или готовит заключение в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).

  25. Проводит обследование условий жизни ребенка, а также лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляет заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешает спорные вопросы между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании детей.

  26. Обращается в суд с исками о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другими исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дает заключения и участвует в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством.

  27. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством.

  28. Дает согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания.

  29. Участвует в исполнении судебных решений о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации.

  30. Осуществляет охрану интересов не родившегося наследника при разделе наследственного имущества.

  31. Дает разрешение на изменение фамилии и имени несовершеннолетним.

  32. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.